Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Профессиональный стресс в организации

Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.

В переводе с английского стресс— это давление, нажим, напряжение.

Автор теории стресса Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может стать причиной стресса. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека.

Стресс — это комплексный процесс, он включает непременно и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы, сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.

Продуктивные функции стресса заключаются в том, что стресс дан нам природой как глобальный механизм мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникающих затруднений. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования.

Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические. В зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным.

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. “Группу риска” составляют три профессиональные сферы — это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Кроме того, в любой работе бывают стрессовые ситуации: неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-то дел, спешка; конфликт с начальником или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость; слишком высокая или слишком низкая ответственность; скука и т.д.

Динамика стресса.Теория стресса Селье включает три фазы:

- Первая — фаза тревоги: осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Однако, на первой фазе он справляется с нагрузкой без глубинных структурных перестроек. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. К концу первой фазы у людей наблюдается некоторое повышение работоспособности.

- Вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — фаза стабилизации. На этой стадии помимо усиления энергетической мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования. Однако если затруднение не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию — истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации.

- Третья фаза — истощение.

Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния (неврозы). Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. — все это укоренившиеся проявления последствий стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству.

Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента:

- собственно эмоциональная истощённость — состояние, заключающееся в "уплощённости" эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой);

- цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к клиенту, ученику, пациенту и пр., усмотрение в нём не живого человека, а лишь "организма", объекта определённых действий;

- редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

Перечисленные три компонента составляют "ядро" синдрома эмоционального выгорания.

Профессиональный стресс может протекать не только в виде своей "основной клинической формы" (эмоциональная истощённость, цинизм, редукция профессиональных достижений), но и в разнообразных маскированных (ларвированных), либо "конвертированных" (соматизированных) формах.

Типичнейшей из маскированных форм протекания профессионального стресса, особенно у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типов является т.н. "трудоголизм" — замещение профессиональной деятельностью всех сфер жизни. В таких случаях увеличение удельного веса профессиональной деятельности по сравнению с другими сферами жизни — досуговой, семейной, культурной и пр. — вызвано попытками компенсировать недостаточную удовлетворённость результатами своего труда, субъективно интерпретируемую как следствие недостаточности трудовых усилий.

Помимо обычных форм протекания ("цинической" и "трудоголической"), профессиональных стресс может принимать и соматизированные формы, во многом сближающиеся в своих клинических проявлениях с "классическими" психосоматическими заболеваниями. Иными словами, профессиональный стресс может приводить к функциональным — а в особо запущенных случаях и к органическим — расстройствам сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, к нейродермитам.

Наконец, чрезвычайно важной формой протекания профессионального стрессаможет быть и использование психоактивных веществ, в типичном случае — алкоголя. Очевидно, что в таких случаях психоактивные вещества используются в качестве своеобразного "самолечения".

Выделяют два основных пути профилактики профессионального стресса:

- "Помоги себе сам". Используя методы саморегуляции, релаксации человек может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

- Профессиональная помощь в профилактике и преодолении профессионального стресса. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей учреждений и психологов.

Существуют три направления профилактики профессионального стресса:

- Информирование. В настоящее время люди плохо осведомлены о признаках и причинах профессионального стресса. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения, но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. Доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Необходимо проинформировать людей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека.

- Эмоциональная поддержка. В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.

- Создание системы дел, повышающих значимость работы профессионала. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание людей возлагают на их руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника.

Способы преодоления стресса

1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы стресса (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).

2. Сделав правильный вывод можно попытаться что-то изменить в жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

Ослабить профессиональный стресс можно, если:

- Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

- Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

- Научиться планировать своё время. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

- Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

- Побольше общения и с коллегами, и с друзьями.

- Необходимо переключаться на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

- Вне работы о работе стараться не говорить.

- Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

- Использовать различные способы расслабления, восстановления душевного равновесия и психического спокойствия (релаксация, правильное питание, йога, массаж, ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия, лекарственные настои, использование биоэнергетики окружающего мира — планет, растений, животных и т.д.).

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии