Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Создание экологической развивающей среды

 Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детском саду являются: формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; средствами природы воспитание эстетических и патриотических чувств.

Необходимым условием экологического воспитания дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ.

Экологическая развивающая средавключает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.

В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства "можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс"

Руководитель дошкольного образовательного учреждения обладает широкими возможностями в создании экологической развивающей среды, а именно:

1. Создание в группах уголка живой и неживой природы.

2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон — (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая").

3. Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

4. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием.

Технология экологического воспитания детей дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты: игры с экологическим содержанием; элементарная поисковая деятельность детей (опыты и наблюдения); трудовая деятельность детей на огороде, экологической тропе и т.д.; уход и наблюдения за обитателями уголка природы; кружковая работа; работа с родителями.

Уголок природы. Главная его особенность и преимущество — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.

Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.

Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.

Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.

Библиотека юного натуралиста. В нее входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.

Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии