Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Правовой аспект развития системы дошкольного образования

 Правовой аспект развития системы дошкольного образования.

 

В настоящее время функционирование дошкольного образования в России осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования).

Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области образования. В общем массиве нормативной правовой базы по дошкольному образованию имеется более 15 законов, 4 указа Президента РФ, около 10 постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также ряд нормативных правовых актов Минобразования РФ.

Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ. В Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях.

Положения Конституции получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и др. Из законодательных актов Российской Федерации системообразующим в области дошкольного образования является Закон РФ "Об образовании".

Кроме Закона РФ "Об образовании", другие законодательные акты Российской Федерации содержат ряд норм, регулирующих отдельные отношения в области дошкольного образования и в большинстве своем направленные на реализацию государственных гарантий в области дошкольного образования, на сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их поддержку и развитие.

Последние полтора десятилетия привнесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. Все эти изменения закреплены законодательно.

На социальном уровне произошла трансформация статуса некогда единого "общественного дошкольного воспитания" в весьма неоднородный институт — "дошкольное образование".

Постановлением Правительства РФ утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Этим нормативным правовым актом регулируется значительный массив отношений в области дошкольного образования.

На организационном уровне произошла смена унифицированного "детского сада" разными видами и типами дошкольных учреждений (законодательство выделяет 3 категории и 6 видов ДОУ), т.е. кроме детских садов различных видов существуют еще учебно-воспитательные комплексы "Школа — детский сад", "Центров развития", открытия дошкольных групп на базе школ и др.

Вопросы финансирования, оплаты и регламентации труда, аттестации педагогических и руководящих работников, лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях и другие вопросы также отражены в ведомственных актах.

Минобразованием РФ утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Роспотребнадзор утвердил форму личной медицинской книжки для работников, деятельность которых связана с воспитанием и обучением. Госкомстатом России утверждена Инструкция по учету платных услуг населению.

Дошкольное образование обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его развитием. В нормативных правовых актах отражены некоторые такие особенности.

Согласно Закону РФ "Об образовании" дошкольные образовательные учреждения выступают единственным видом образовательных учреждений, в которых изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации не регламентируется государственными образовательными стандартами.

Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода "дополнительным, содействующим элементом" по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Дошкольные образовательные учреждения, в отличие от прочих типов образовательных учреждений не выдают обучающимся по окончании документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Применительно к дошкольному образовательному учреждению особой ролью обладает свидетельство о государственной аккредитации, которое подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

На программно-методическом уровне произошла смена типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, оргуправленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в учебный план ДОУ новых занятий ("Экология", "Иностранный язык" и др.), разработка "сквозных", интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса. ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам.

На финансово-экономическом уровне наблюдается фактическое свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета, делегирование ответственности региональным и местным бюджетам, появление многоканального финансирования, увеличение числа платных образовательных услуг.

Законом РФ "Об образовании" урегулированы вопросы, касающиеся родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может в настоящее время превышать 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10%. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Важную роль в системе развития дошкольного образования играют вопросы распределения компетенции между различными уровнями власти.

Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также дополнительного образования детям относится к полномочиям органов местного самоуправления. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования — за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

Особенностью дошкольного образования является значительная роль в деятельности образовательных учреждений медицинского обслуживания воспитанников, а также оздоровительных мероприятий. Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который, наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно- гигиенических норм, режим и качество питания. В этом отношении следует упомянуть о Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Таким образом, в настоящее время правовая база дошкольного образования представляет собой достаточно сложный комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельные отношения, возникающие при реализации права граждан на дошкольное образование.

 

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии