Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Содержание и формы методической работы

Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).

 

Методическая работа— это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Рассмотрим направления методической работы на примере решения проблемы оздоровления детей

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны.

Кроме того, что частые заболевания негативно сказываются на здоровье ребенка, пропуски занятий в ДОУ могут привести к отставанию в усвоении программы обучения в ДОУ.

Исходя из этого задача укрепления здоровья — одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

Методический кабинет является центром методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет — это копилка лучших традиций дошкольных учреждений, поэтому задача старшего воспитателя — сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет являлся центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Старший воспитатель вместе с медицинскими работниками ДОУ подбирают материалы по оздоровлению и закаливанию детей. Анализируют информацию и передовой педагогический опыт, отбирают такие формы работы по оздоровлению и закаливанию детей, которые реально проводить в ДОУ, Знакомят с ними педагогов ДОУ и родителей, отбирают группы, в которых будет проводиться опытная работа по внедрению опыта оздоровительной работы (с согласия родителей детей и педагогов).

Основными задачами детского сада по оздоровлению дошкольников являются: Охрана и укрепление здоровья детей; Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Работа в детском саду строится по нескольким направлениям: Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада; Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками; Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Формы методической работы: самостоятельная работа с материалами методического кабинета; педагогический совет; семинары (проблемные, практикумы); консультирование, обследование, лекции; информация на стенде, самообразование, наставничество, работа творческой группы и т.д.

Содержание методической работы:

1. Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды ДОУ; обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

В данном случае в группах создаются физкультурные зоны (место для проведения утренней зарядки и комплекса упражнений после дневного сна, место для массажных ковриков с шипами и пр.). На территории ДОУ оборудуется площадка для спортивных занятий (полоса препятствий, мишени для попадания в цель и т.д.). Работа по оздоровлению и закаливанию требует чёткой организации теплового и воздушного режима помещения; рациональной неперегревающей одежды детей; соблюдения режима прогулок во все времена года; занятий босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Родители под руководством воспитателей изготавливают "чесночные киндеры" (коробочка от игрушки из "Киндер-сюрприза" с зубком чеснока внутри вешается детям на шею).

2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой: формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников может включать в себя:

Профилактические мероприятия:Точечный массаж по методу Уманской; Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий; Гимнастику с элементами хатха-йоги; Комплексы по профилактике плоскостопия; Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек; Дыхательную гимнастику; Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин); Прогулки + динамический час; Закаливание (Сон без маек; Ходьбу босиком; Чистка зубов и полоскание полости рта; Обширное умывание; Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями); Оптимальный двигательный режим.

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ:Луковый напиток; Фитонциды (Лук, чеснок), Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1октября по 30 апреля)

3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.

Группы раннего возраста: Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлением жалоб родителей; Утренняя гимнастика; Точечный массаж в игровой форме; Постепенное обучение полосканию рта; Прогулки: дневная и вечерняя; Оптимальный двигательный режим; Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем и "чесночные" киндеры (с октября по апрель); Фитонциды (лук, чеснок); Луковый напиток во время обеда; Сон без маек и подушек; Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна; Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия.

Вторая младшая группа. Добавляются: Прием детей на улице в хорошую погоду; Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов; Физкульт минутки во время занятий, профилактика нарушения зрения; Элементы обширного умывания; После полдника полоскание полости рта отварами трав.

Средняя и старшая группы. Добавляются: Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом "Звёздочка"; Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда; Обширное умывание, ходьба босиком.

4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в ДОУ и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.

Работа с родителями очень важна для оздоровления и закаливания детей. Формы работы: папки-передвижки с отчетом о проделанной в группе работе и с рекомендациями; выступление медсестры на родительских собраниях; обучение воспитателями родителей приемам точечного массажа, обширного умывания, рецепту приготовления лукового напитка, чесночного настоя и отвара трав для полоскания рта и т.д.

5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).

При регулярном проведении оздоравливающих и закаливающих мероприятий в ДОУ наблюдается повышение двигательной активности детей, снижение заболеваемости детей, уменьшение кол-ва пропусков по болезни, снижение детей с третьей группой здоровья и увеличение детей с первой группой здоровья.

6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в практику ДОУ, педагоги-новаторы или педагоги творческих групп принимают под руководством старшего воспитателя участие в работе по распространению опыта. Групповые формы работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые показы и т.д.); индивидуальные формы работы (подготовка и оформление материалов для самообразования педагогов (творческий отчет, статья, презентация, рекомендации и пр.), индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии