Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству

 Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству

 

Анализ продуктов детского изобразительного творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности и психического развития в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки), конструирования (постройки, мозаика), лепки (объемные фигуры и композиции), вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки), музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Следует отметить, что анализу подвергаются продукты детского творчества, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение (расширение) представлений о возрастном (психическом) развитии детей. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной характеристикой развития ребенка (психолого-педагогическая диагностика детских достижений).

Центральную позицию в специальной диагностике занимают детские рисунки.

Перечислим основные принципы интерпретации детского рисунка и условия проведения обследования:

1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке.

2. Исследователь должен быть в состоянии оценить рисунок не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков.

3. Для детей дошкольного возраста рисование в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности.

4. В индивидуальной диагностике следует, прежде всего, опираться на рисунки, за появлением которых можно было наблюдать.

5. Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисовальный материал.

6. Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в процессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др.

7. Уровень сформированности схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом.

8. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка.

9. Рисунок является индикатором творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).

10. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации.

11. Проективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т.п.

12. Преувеличение значения проективной интерпретации рисунка вызывает значительно большее количество ошибок в психологической диагностике, чем недооценка этой интерпретации.

Далее перечислим наиболее адекватные и эффективные по своей диагностической значимости темы детского рисунка (рисуночные тесты), которые могут использоваться в ДОУ.

Возраст ребенка: 3-3,5 года.

Направленность (тема) рисунка: Свободный рисунок. Рисунок человечка.

Основные анализируемые показатели: Сформированность моторной готовности руки к рисованию (захват карандаша) и моторики в целом. Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом.

Возраст ребенка: 3,5-5 лет.

Направленность (тема) рисунка: Свободный рисунок. Рисунок человека. Дом (домик) — дерево — человек. Моя семья.

Основные анализируемые показатели: Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом. Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показатель аффективной заряженности переживания и инертности психической деятельности в целом. Предварительная оценка сформированности и разнообразия зрительных образов. Субъективные представления о внутрисемейной диспозиции. Полоролевая и возрастная идентификация.

Возраст ребенка: 5-7 лет

Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Неизвестное (несуществующее) животное. Свободный рисунок.

Основные анализируемые показатели: Уровень сформированности графической деятельности, в том числе сформированность ориентировки на пространстве листа в целом. Оценка разнообразия зрительных образов и их качества. Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показатель аффективной заряженности переживания и инертности психической деятельности в целом. Выявление фобических зон и наиболее ярких аффективно заряженных тем. Выявление особенностей представлений о внутрисемейных отношениях. Выявление косвенных показателей самооценки и уровня притязаний на успех. Косвенная оценка сформированности мотивационной готовности к принятию новых социальных ролей. Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.

Возраст ребенка: 7-9 лет

Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Рисунок семьи животных. Автопортрет. Свободный рисунок.

Основные анализируемые показатели: Уровень сформированности рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка. Уровень сформированности зрительных образов, их качества и полноты. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к внутрисемейной ситуации. Оценка сформированности учебной мотивации и принятие социальной роли школьника. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к взаимодействию со сверстниками и педагогами. Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность. Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех. Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации. Косвенные показатели уровня психической активности и темперамента. Наличие инертности и стереотипности изображений. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.

Возраст ребенка: 9-13 лет.

Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Кинетический рисунок семьи. Рисунок семьи животных. Автопортрет: "Я сейчас", "Каким я был раньше", "Какой я буду в будущем", "Каким бы я хотел быть в будущем". Рисунки по темам диагностических мотивов, применяемых в практике символдрамы.

Основные анализируемые показатели: Стиль рисования, качество рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка, изображения перспективы. Возможность передачи "кинетики" рисунка. Уровень сформированности зрительных образов, их качества, полноты и яркости. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний как по отношению к внутрисемейной ситуации, так и по отношению к взаимодействию с окружающим миром. Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность социальной роли, как в семье, так и во взаимодействии со сверстниками. Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех. Характеристика самоактуализации, принятия себя и отношения к принятой или навязанной социальной роли. Анализ рисунков с позиций символдрамы. Уровень психической активности и характеристика темперамента. Личностные акцентуации. Наличие инертности и стереотипности изображений. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии