Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников - Развивающие игры

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ И ИГРЫ

Развивающие игры Никитина

Они обладают характерными особенностями:

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

clip_image008 clip_image010

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Арифметический счет

clip_image012

Эта игрушка - своеобразные счеты. Колечки перемещаются по аркам из толстой проволоки. Всего 10 арок разной высоты. На первой арке - 1 колечко, на второй - 2, на последней - 10. Под каждой аркой написана цифра, соответствующая числу колец на ней.

Игрушка очень полезна при обучении счету. Для начала можно просто пересчитывать колечки. Потом познакомить с изображением цифр. И, наконец, можно решать простые примеры, в этом очень помогает разделитель по середине. Например, оставляем на проволоке с цифрой 5 три колечка, спрашиваем ребенка: "Сколько колечек не хватает? (разделитель по середине не дает видеть, что "происходит" с другой стороны). Ответив, ребенок может сам проверить себя.

Игра с волшебными наклейками. Волшебная геометрия

clip_image014

Игра состоит из большого картонного поля, 34х48 см в разложенном виде, и набора наклеек. Наклейки многоразовые, то есть их можно многократно приклеивать-отклеивать.

На поле игры "Волшебная геометрия" изображено море с небольшими островками. В набор наклеек входит лодка, капитан, помощник капитана и динозаврик, который может жить на одном из островов, а также множество геометрических фигур различных форм, цветов и размеров. Можно давать ребенку различные задания: сделать один остров островом Треугольников, а второй - островом Овалов, разделить фигуры по размеру ... Геометрические фигуры также можно использовать для постройки различных строений и сложных фигур.

Игра с волшебными наклейками. Волшебный счет

clip_image016

Игра состоит из большого картонного поля, 34х48 см в разложенном виде, и набора наклеек. Наклейки многоразовые, то есть их можно многократно приклеивать-отклеивать.

Поле игры "Волшебная счет" неожиданное, это не просто цветной лист или школьная доска, как можно было бы ожидать, а уголок природы. Здесь и пруд, и кусочек леса, и плодовые деревья, и грядки. Наклейки позволят "оживить" картинку, среди них грибы, морковки, яблоки, ежики, лягушки ...

Всех предметов несколько, их удобно считать, сравнивать количество. Кроме того, в комплект входят наклейки цифры от 0 до 9, знаки +, =, <, >.

Играя, можно предложить ребенку решить простейшие задачи, например, на кочках сидело 3 лягушки, одна ускакала, сколько осталось, или мальчик нашел 2 гриба, а потом еще 3, сколько всего грибов нашел мальчик.

Пособие «Пять в кубе»

clip_image018

Для детей двух-трёх лет кубики — прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с буквами и цифрами, выкладывают с помощью родителей первые слова.

C четырёх-пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа. В школе с кубиками намного легче будет изучать сложение, вычитание, умножение (в том числе и столбиком), деление, составлять уравнения.

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников