Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников - Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников

Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Главную педагогическую задачу интеллектуального развития дошкольников Л.М. Кларина видит в создании таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться и имелась бы возможность это сделать. Такое желание возникает тогда, когда он сталкивается с трудностью, когда для его преодоления необходимо овладеть новыми умениями, когда проявляется потребность учиться, когда он получает удовольствие в процессе учения и когда, наконец, на помощь ребенку приходит игра - это самостоятельное открытие мира. Но интерес к игре пропадает, если вовремя не внести в нее нечто новое, что вновь приведет к открытиям. Словом, играть и учиться - вот правило работы с дошкольниками. Причем учиться нужно так, чтобы это воспринималось как игра, как самоценная деятельность, результат и процесс которой интересен ребенку и доставляет ему удовольствие. Лишение детей удовольствия, инициативы, как правило, ведет к потере игры.

НОД как основная форма организации обучения нашло свое подтверждение в исследованиях A.M. Леушиной.

В последние годы учебная модель организации образовательного процесса подвергается критике за жесткую регламентацию детской деятельности. Однако, отказаться от нее полностью нецелесообразно. От проведения занятий не отказываются программы -"Радуга", "Развитие", "Детство".

Комплексно-тематическая модель- допускает вариативность позиций взрослого (в какие-то моменты он выполняет роль учителя; в какие-то роль партнера по деятельности.

Предметно-средовая модель- обучение математике направлено на преодоление стандартного подхода к детям, предоставление им большой самостоятельности, индивидуализацию образовательного процесса. Роль взрослого заключается в организации развивающей предметной среды, в готовности его подключиться в любой момент к деятельности ребенка.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования указывают, что наиболее эффективная модель "сборная", в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделяется на 3 блока:

1) специально организованное обучение в форме НОД;

2) совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринужденной, необязательной форме;

3) совместная самостоятельная деятельность самих детей.

Эта модель хорошо вписывается современный образовательный процесс по формированию математических представлений:

- регламентированные НОД по математике готовят ребенка к школе (в плане введения в базовые академические понятия и подготовки в психологическом плане);

- в совместной деятельности происходит опосредованное обучение на основе сотрудничества и сотворчества взрослого с ребенком,

- в ходе свободной самостоятельной деятельности создаются условия для его творческой самореализации.

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова справедливо утверждают, что по отношению к детям воспитатель может занимать различные позиции:

- позицию учителя, который ставит перед детьми задачи и определяет способы их решения, при этом находясь в положении "над" ребенком: позицию включенного в деятельность равного партнера, ненавязчиво рекомендуя детям различные способы их более рациональной деятельности, выполняемой вместе с ними;

- позицию создателя развивающей среды, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников