Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников - Сравнение множеств путем установления между ними взаимного соответствия

 

СРАВНЕНИЯ МНОЖЕСТВ ПУТЁМ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ ВЗАИМНОГО СООТВЕТСТВИЯ (ПРИ ПОМОЩИ ПРИЁМОВ НАЛОЖЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ)

Упражнение 1 (приём наложения)

Изготовить карточки с нарисованными на них машинками (мишка­ми, зайчиками). Дать ребёнку две карточки с нарисованными на них ма­шинками. На одной карточке 2 машинки, на другой 3 машинки. Рядом поставить коробочку с отдельно вырезанными машинками (но при этом пеобходимо учесть, что вырезанных машинок должно быть больше, чем нарисованных на карточках, например: вырезанных машинок 10, а на карточках их всего 5 штук). Нужно попросить ребёнка наложить выре­занные машинки на машинки, изображённые на карточках.

Далее целесообразно заменить машинки на изображения шариков, кубиков, куколок, зайчиков и т.д. Это необходимо сделать для того, что­бы ребёнок видел, что, как бы ни менялись предметы, их надо положить столько, сколько нарисовано на карточке. Благодаря этому к малышу приходит понимание того, что количество не зависит от характера пред­метов. Ребёнок при этом упражнении также хорошо усваивает значение слов «столько — сколько». То есть родитель должен постоянно при этом упражнении повторять, например, такие слова как: «Положи, пожалуй­ста, столько машинок, сколько их изображено на рисунке».

clip_image026

Приём наложения машинок.

clip_image028clip_image030clip_image032

Приём наложения птичек.

clip_image034clip_image036clip_image038

Приём наложениямишек.

После закрепления этого упражнения переходим к следующему, которое, собственно, и связывает все предыдущие познания малыша.

Упражнение 2 (приём наложения)

На карточках, выданных ребёнку, нарисовано много мишек и один зай­чик. После того как ребёнок достал из коробочки, лежащей рядом с ним, вырезанные изображения мишек и зайчиков и наложил их на изображе­ния на карточках, его нужно спросить: «Сколько ты положила мишек. Катя?» «Много», — отвечает ребёнок. «А сколько ты положила зайчи­ков, Катя?» «Мало (или одного)о, — отвечает малышка.

clip_image040

МНОГО мишек, ОДИН зайчик

clip_image042

МНОГОквадратиков

clip_image044

МАЛО (ОДИН) квадратик

(При этом в начале упражнения целесообразно самому проделать это, по­вторяя при откладывании: «Сколькоя отложила квадратиков?» — и отвечая самой себе: «Много» или соответственно: «Мало»)

Заучив приём наложения, приступаем к приёму приложения(упражнение 3).

Упражнение 3 (прием приложения)

На столе ставятся белочки. Ребёнку даётсякоробка с вырезанными из бу­маги грибочками. Ребёнок должен взять из коробки столько грибков, сколько стоит на столе белочеки положить грибочки рядом с ними (по одному грибку рядом с каждой белочкой).

clip_image046

«Видишь, — говорит взрослый, — белочек и грибков поровну». Говоря это, воспитатель подчёркивает равенство двух множеств,

clip_image048

ОДИН котёнок. Одна рыбка. Котят и рыбок поровну.

clip_image050 clip_image052

Две собачки. Две косточки. Собачек и косточек поровну,

После освоения данных приемов с применением показа способа действия можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции. Начиная с января можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какая елочка ниже, и поставьте под нее много грибков!»)

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников