Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы для подготовки к экзамену по психологии труда. Вторая часть

Субъективные и объективные показатели усталости работника

Усталость как сложный процесс временных сдвигов в физиологичном и психологическом состоянии работника в результате напряженной или длительной работы характеризуется субъективными и объективными показателями. Субъективным признаком усталости является ощущение уставшей, которое переживается работником как своеобразное психическое состояние. Его компонентами является:

· ощущение упадка сил, когда человек чувствует, что не в состоянии должным образом продолжать роботу. Оно может возникать и тогда, когда показатели работы держатся на достаточно высоком уровне;

· неустойчивость и отвлечение внимания;

· нарушение в моторной сфере — движения замедляются или, напротив, становятся поспешными, нескоординированными;

· ухудшение памяти и мышление, особенно при выполнении умственной работы;

· ослабление воли, решительности, выдержки, самоконтроля;

· сонливость.

В основе ощущение уставшей лежит процесс торможения в работающих пробковых центрах. Поэтому игнорировать его не следует. О. О. Ухтомский отмечал, что в основе любого субъективного переживания или ощущения лежат объективные материальные процессы, которые происходят в нервных клетках. Следует также иметь в виду, что субъективные оценки усталости зависят от мотивации, заинтересованности в работе, уровня домогательств и ответственности, эмоционального состояния.

К объективным критериям усталости относятся:

· показатели эффективности работы;

· изменения в разных физиологических системах и психических функциях.

При анализе динамики производственных показателей особенное внимание необходимо уделять качественным показателям работы, которые более адекватно, чем количественные, характеризуют развитие усталости. На фоне усталости и снижения работоспособности робота продолжается за счет волевых усилий и резервных возможностей организма. Лишь со временем оказываются очевидные признаки усталости: движения работника становятся неточными, нарушается координация, появляются лишние движения. Поэтому производственные показатели следует использовать в комплексе с физиологическими и психологическими.

Изменения в организме работника при усталости многогранные и разнонаправленные. В первую очередь замечаются сдвиг в функциональном состоянии тех систем и органов, которые принимают участие в работе. Имеют место гуморальные изменения. Однако наиболее показательными являются сдвиги в центральной нервной системе. Следует также иметь в виду, что в некоторых случаях «работающие» физиологичные системы могут быть долгосохраняющимися на достаточном уровне или даже улучшаться. В то же время нетренированные функции испытывают более ощутимые изменения.

Сдвиги в нервной системе связаны с развитием тормозных процессов. Внешними признаками охранительного торможения является замедление темпа и увеличение времени сенсомоторных реакций, послабления и отвлечения внимания, снижения чувствительности анализаторов, роста вариабельности этих показателей, потеря интереса, к работе.

Физиологичными показателями развития усталости является артериальное кровяное давление, частота пульса, систоличний и минутный объемы крови, динамика которых может быть разной. Да, при усталости показатели артериального кровяного давления имеют тенденцию к снижению. Однако сразу же после больших физических и нервно-эмоциональных нагрузок систоличний и среднее динамическое давление может повышаться. Показателями усталости является и изменения в составе крови.

Сдвиги в психической сфере в результате усталости оказываются в:

— ухудшении восприятия раздражителей, в результате чего работник отдельные раздражители вовсе не воспринимает, а другие воспринимает с опозданием;

— уменьшении способности концентрировать внимание, сознательно ее регулировать, в усилении непроизвольного внимания к побочным раздражителям, которые отвлекают работника от трудового процесса;

— ухудшении запоминания, трудностях припоминания информации, которая снижает эффективность использования профессиональных знаний;

— замедлении процессов мышления, потере его гибкости, широты, глубины и критичности;

— повышенной раздражительности, появлению депрессивных состояний; — нарушении сенсомоторной координации, увеличении времени реакции, на раздражители;

— изменениях возбудимости сенсорной сферы коры (изменяется острота зрения, слуха). Чувствительность может снижаться до 20—40% исходного уровня.

Чем большая нагрузка в процессе труда, тем большие физиологичные сдвиги в организме, которые, однако, не являются прямолинейными. Установить точные количественные критерии усталости достаточно трудно, поскольку они зависят от многих факторов: специфики деятельности, которая оказывается в повышенной активизации тех или других функциональных систем, отношения работника, к выполняемой работе, типологических особенностей его нервной системы.

В зависимости от особенностей труда усталость может развиваться с разной скоростью и достигать разной степени глубины. Да, при выполнении тяжелой работы начальное снижение работоспособности не позволяет продолжать работу через уменьшение мускульной силы и выносливости. При небольших физических нагрузках изменяется функциональная подвижность, возникает ощущение монотонности и развивается охранительное торможение.

При работах, которые требуют большого напряжения внимания или логического мышления, физиологичные процессы могут храниться в течение длительного времени, а в центральной нервной системе могут происходить глубокие изменения функционального состояния. Последние оказываются в несоответствии силы рефлекса силе раздражителя, то есть охранительное торможение развивается в гипнотические фазы. При работах, которые требуют точных и быстрых действий, наибольшие сдвиги происходят в функциях тех анализаторов, которым принадлежит ведущая роль в регуляции рабочих действий (зрительный, слуховой, двигательный).

Исходя из отмеченных особенностей различают местную и общую усталость. Местная усталость локализуется в работающем органе, общая — охватывает весь организм.

Вы здесь: Home Психология Ответы для подготовки к экзамену по психологии труда. Вторая часть