Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к экзамену по организации работы с молодёжью

Основные теории молодежи и современные научно-исследовательские направления

 

Понятие «молодежь» многозначно. С одной стороны, оно должно обозначать определенную социальную группу, которая отличается от других по существенным признакам. С другой — должен существовать некий набор общепринятых характеристик, по которым и сам человек и те, кто изучают эти вопросы могли бы отнести данного индивида именно к молодежи как особой социальной и социально-культурной категории.

Возрастные границы молодежной группы не строго очерчены, обусловлены особенностями данного общества, но также и исследовательскими целями.

Переходный возраст есть по существу сдвиг в жизненном цикле от зависимости к независимостии от безответственности к ответственности.

Первое, на что обычно ссылаются, как на объективный показатель — это молодой возраст. Возраст важен не только в теоретическом осмыслении понятия молодежи, но и в исследовательской практике, например, при построении выборки. Одни исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30). Третьи выделяют особые этапы, например, позднее детство (9-11), ранняя подростковость (11-13), поздняя подростковость (14-17), собственно молодежь (18-22), молодые взрослые (23-25/28) и т.д. Подобные разделения достаточно условны. Получается, например, что культурные практики семнадцатилетних ближе четырнадцатилетним, чем восемнадцатилетним, что далеко не всегда справедливо. С другой стороны, нельзя же всю молодежь представить как некую гомогенную группу?

Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости — к независимости и от безответственности — к ответственности.

В этом смысле понятие молодежи — это социальный конструкт, некий обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста (в границах от 11 до 28/30 лет). Для этой группы характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам.

«Механизмы» включения молодежи во взрослую жизнь проявляются в целом ряде жизненных событий. Молодежь находится в состоянии перехода от «видимой» — физической, материальной, культурной и психологическойзависимости от родительской семьи, соседства, компании сверстников — к «видимой»  независимости, самостоятельности. От безответственности к ответственности: владению всеми правами и обязанностями физически, психически и социально зрелого гражданина своего общества. Очевидно, что характер продвижения по такого рода «социальной лестнице» различен в разных группах молодежи.

В анализе молодежи как социально-демографической группы выделяются два подхода выделения возрастных границ: статистический или демографический, при котором рамки возраста четко очерчены (современные статистика и демография определяют молодежь от 15 до 30 лет); социологический с подвижными границами, определяемыми достижением определенного социального положения. Одними из основных критериев отнесения к группе молодых граждан являются включенность в процесс приобретения социального статуса, психо эмоциональные особенности возрастной группы, специфика периода достижения физической и половой зрелости. Возрастные характеристики молодежи исторически и социально обоснованы, хотя и достаточно условны. В мировой практике не существует единого подхода к определению молодежи. В отечественной и зарубежной научной литературе отражены различные подходы к определению нижней и верхней границ молодежного возраста, а также к обоснованию внутренней градации этапов развития. Молодость - это сложный поэтапный процесс формирования человека и завершается он с наступлением его зрелости как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (достижение полного объема трудоспособности). Можно выделить следующие группы: 1) 14-19 лет. Это, в основном, учащиеся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений. На этом этапе молодой человек получает паспорт, обретая гражданские права, призывается на военную службу. Молодежь этой группы, как правило, находится на иждивении родителей; 2) 20-24 года. К этой возрастной когорте относятся студенты, молодые работники различных сфер деятельности, лица, заканчивающие профессиональное обучение. В этом возрасте начинается активное вступление в брак и формирование молодых семей, рождение первых детей; 3) 25-30 лет - это молодые люди, уже имеющие определенную профессию, квалификацию, жизненный опыт, а также устойчивое экономическое и социальное положение.

Вы здесь: Home Социальная работа Ответы к экзамену по организации работы с молодёжью