Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы на экзаменационные вопросы по гендерологии

Междисциплинарность гендерной теории. Понимание гендера в различных социальных науках: психологии (гендерная идентичность), истории (гендерная история), филологии (язык и гендер), искусствоведении.

 

Гендерология – наука молодая, которая начала свое формирование за рубежом с 1980-х гг., в России – с 1990-х гг. на базе гендерных исследований в рамках предметных областей различных наук

Этнографы были первыми, кто обнаружил значительные различия в понимании представителями изучаемых ими народов и этносов социальных ролей, позиций, прав и обязанностей мужчин и женщин. Эти различия детерминируются множеством факторов, как социальных, так и внесоциальных (географических, климатических, биологических и др.). Но не этнографы, а социологи и философы - причем среди них преобладали женщины, явно разделяющие идеи современного феминизма - первыми
предложили решительно "развести" понятия биологического пола, называемого в английской науке привычным термином sex, от пола социального, для которого был избран давно известный в лексикологии и ставший очень популярным в период постмодернистской языковой революции термин gender, дословно переводимый на русский язык тем же словом пол.

Статья Ш. Ортнер "Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным", вышедшая в сборнике "Женщина, культура, общество", собранном и отредактированном М. Розальдо и Л. Ламфере, а также исследования Р. Унгер, А. Рич, Г. Рабин начала 70-х годов открыли многолетнюю дискуссию по проблеме содержания понятия "гендер", которая не завершилась по сей день. В конечном счете "гендер" в то время трактовался не просто как стратификационная категория, но именно как "знак позиции субординации" (А. Рич), и соотносился он со специфически женским опытом. Новый термин был предложен к использованию в тех случаях, когда речь шла о социальных, культурных, психологических аспектах "женского" в сравнении с "мужским", то есть при выделении всего того, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, "кого общество определяет как женщин" (Р. Унгер). Именно поэтому гендерные исследования 20-летней давности были, по сути, "женскими исследованиями" и велись они женщинами-учеными, открыто заявляющими о своих феминистских пристрастиях.

В мировой исторической науке 70-х годы были временем рождения "истории женщин" как самостоятельного направления, имеющего бесспорную актуальность. Формированию "женской истории" как особой субдисциплины способствовал, с одной стороны, интерес к ней тех, кто изучал проблемы массовых движений и увидел в исследовании создания первых женских организаций, в истории феминизма и суфражизма ключ к пониманию острых вопросов современности: что следует понимать под пресловутым "угнетением женщин", всегда ли оно существовало, как и когда возникло, каковы были причины его появления и каковы формы, методы и пути преодоления неравенства.

Гендерная история — научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени.

Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистическихисследований в 1970-е годы. Понятие возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появлением термина гендер, его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье "Гендер: полезная категория исторического анализа" (1986). Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований и истории женщин, которые в конце 70-х гг. зашли в тупик как в плане методологии, так и в плане определяющих познавательных концепций, которые базировались либо на марксистской методологии, либо, в большинстве своем, на постструктуралистских психоаналитических интерпретациях, которые подчеркивали "неизменность условий бинарной оппозиции мужского и женского начал, опирающуюся на преемственность ее глубинных психологических оснований, и сводили объяснение процесса формирования и воспроизведения половой идентичности к индивидуальному семейному опыту субъекта, абстрагируясь от структурных ограничений исторической специфики". Гендерная история стала эффективным "противоядием" от крайностей данных интерпретаций, а также более адекватным средством исторического анализа. В центре изучения историков гендера оказываются важнейшие институты социального контроля, регулирующие неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы и обеспечивающие таким образом воспроизводство социального порядка, основанное на гендерных различиях, которые, в отличие от природных качеств пола, варьируются от одного культурного пространства к другому.

В психологиии сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин(раньше их называли половыми свойствами или различиями). Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в психологии в последние десятилетия двадцатого столетия. Начиная с 70-х годов понятие идентичности становится в психологии очень популярным, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», self, самости. Обращение к категории идентичности дает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.

Гендерная идентичность – это вид социальной идентичности. Гендерная идентичность является одной из важнейших и наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека.

Гендерная идентичность — один из компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение). Гендерная идентичность не обязательно совпадает с биологическим полом, с социальным полом (полом по документам) или с полом воспитания.

Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию. Ряд авторов, преимущественно из западных стран и придерживающихся феминистскихвзглядов, считают, что гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды. По их мнению, единственными существенными врожденными, биологическими различиями между мужчинами и женщинами, имеющими социальное значение, оказывающими влияние на поведение и ощущение себя человеком определенного пола, являются способность женщин к рождению детей, и, как правило, более высокие показатели физической силы мужчин, чем женщин. С их точки зрения, гендерные различия по мере достижения равноправия женщин и мужчин должны постепенно исчезать, а гендерная идентичность уступать место идентификации себя, прежде всего, как человека. Однако, по мнению противников данной теории (относящейся к школе социального научения), данные нейроэндокринологии и опыта проведения хирургических операций по конверсии (изменению) пола у младенцев, демонстрируют существование врожденных детерминант психического пола у человека, что с их точки зрения свидетельствует о несостоятельности этой теории.

William Reiner, детский психиатр и уролог из Хопкинсовского центра доложил результаты исследований на заседании Общества детской эндокринологии им. Лосана Уилкинса 12 мая в Бостоне. "Эти дети продемонстрировали, что нормальная мужская гендерная идентичность может формироваться не только при отсутствии пениса, но даже и после удаления семенников с последующим воспитанием ребенка как девочки. Исследователи предполагают, что мужская гендерная идентичность формируется в прямой зависимости от нормального внутриутробного соотношения гормонов", - говорит он. Данные исследования начались в 1995 году.

Гендерная идентичность (аутоидентификация) в современной психологии различается от половой идентичности. Половая идентичность определяет, относит ли личность себя к мужскому или женскому полу. Гендерная идентичность определяет, ощущает ли себя человек мальчиком или девочкой /мужчиной или женщиной.

Вы здесь: Home Социальная работа Ответы на экзаменационные вопросы по гендерологии