Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к экзамену по социологии управления

Социология управления

В рамках социологического подхода традиционно сложились следующие методологические парадигмы:

Классиками социологии конца XIX века (прежде всего, Э. Дюркгейм, М. Вебер) выработан подход (именуемый в настоящее время классическим), построенный на принципе объяснения социального из социального.

Данная парадигма – объяснять социальное из социального, как отмечалось, идет от классиков социологии – Вебера, Дюркгейма. Одной формулой М. Вебер так определяет данный принцип: “… подлинная ее [социологии] задача состояла бы именно в том, чтобы, интерпретируя, объяснить:

1. Посредством каких осмысленно соотнесенных действий (будь то с объектами внешнего или собственного внутреннего мира) люди, обладающие специфическими унаследованными качествами, пытались осуществить свое стремление, обусловленное, помимо других причин, и этими качествами; в какой степени и по какой причине им это удавалось или не удавалось?

2. Какие понятные нам последствия подобное (обусловленное наследственностью) стремление имело для осмысленно соотнесенного поведения других людей?”

В этом подходе содержится стремление рассмотреть общество как целостность и определить его структуру и функции, поэтому неслучайно именно в сфере социологического знания начинает зарождаться так называемый структурно-функциональный анализ. Однако этот подход предполагает абстрагирование от субъективных особенностей поведения человека и общества. Другая его особенность в том, что “классический” подход, по мнению С. Московичи, предписывает и описывает явления, но не объясняет их. Классический подход оставлял за пределами изучения факты психического и экономического порядка. Отсюда парадокс – социологический подход очень часто приобретал либо экономический характер, либо психологический. И собственно от этих подходов его очень часто отличает только терминология, язык.

“Детерминистическая” парадигма

Именно экономический детерминизм зарекомендовал себя достаточно высоко в управлении плановым хозяйством, которое в значительной мере построено на управлении движением ресурсов. Соответственно вмешательство в управление других, “неучтенных” факторов приводит к дезорганизации.

Зачастую данный подход становится единственным в решении как глобальных общетеоретических задач, так и прикладных. Исходя из этого подхода, решить научную проблему – значит найти ключевой “бытийный”, или, более конкретно, экономический механизм, который как стартер в автомобиле может запустить весь двигатель. Резонность такого подхода достаточно высока.

Системная парадигма.

Основы методологии такого подхода некогда заложил А. Богданов, а затем расширил его и дал ему практическое применение Н. Винер. Применительно к обществу данный подход разрабатывался Р. Мертоном, Т. Парсонсом, К. Леви-Строссом, Н. Луманом, С. Московичи.

Системная парадигма исходит из традиционного классического принципа социологии, построенного на структурно-функциональном анализе. Она основывается на стремлении рассматривать общество как целостность и определить структуру объекта и характер взаимосвязей в структуре между элементами. Такой подход в настоящее время принят во многих науках, исследующих организационные общности, и именуется как системный подход. Его принципы были построены на идеях кибернетики Н.Винера и системном подходе Берталанфи, который, в частности, отмечал: “Таким образом, мы стремимся не просто описывать или предписывать, а, прежде всего, понять и охарактеризовать действия объекта, в том числе ожидаемые действия”. Отсюда стремление к изучению поведения объекта становится основополагающей задачей. “Системный подход главное внимание сосредотачивает на изучении поведения объекта. Главный вопрос здесь – не “что это такое?” а “что оно делает?”. Собственно описание поведения объекта возможно через понимание того, как объект устроен и как взаимодействует с другими объектами.

Итак, особенность системного подхода заключается: во-первых, в стремлении изучать объект как целостность. Во-вторых, система и среда не абстрагируются одно от другого, а рассматриваются в единстве. В третьих, самоорганизующаяся система обладает способностью к целеполаганию.

 

В широком смысле слова под социальным управлением понимается управление всеми и любыми общественными процессами, в узком смысле — управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Важной составной частью социального управления является социальное планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экономических преобразований. Это находит свое практическое проявление в планах социально-экономического (или экономического и социального) развития того или иного масштаба.

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов.

Первый — ядро механизмов управления — составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.

Вторым компонентом является социальная самоорганизация, т. е. спонтанные процессы внутри коллективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).

Оба названных компонента образуют третий — организационный порядок, который включает в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.

Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формирования гибких организационных структур, управленческого консультирования, деловых игр и т. д.

 

Вы здесь: Home Социология Ответы к экзамену по социологии управления